Обширное побережье Балтийского моря, а также множество латвийских озер предоставляют всем желающим возможность заниматься парусным спортом. Присоединяйся к энтузиастам виндсерфинга в Риге, опробуй кайтсерфинг на пляже в Лиепае или пребывай в гармонии с ветром и водой, катаясь на яхте по Рижскому заливу.
Какие яхты бывают
Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.
- Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
- Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
- Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
- Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
- Гонка однокорпусных яхт.
- Заплыв катамаранов.
- Соревнование тримаранов.
Еще некоторые виды парусов
- Стаксель — это треугольный парус, устанавливаемый перед мачтой и крепящийся передней шкаториной к носовой растяжке мачты(штаг).
- Кливер — это практически тот-же стаксель, только его нижняя шкоторина находится не над палубой, а над бушпритом(горизонтально или наклонно установленная на носу судна часть рангоута).
- Спинакер — это парус, устанавливаемый на носу судна, используемый при попутном ветре, выполненный в виде огромного «пуза» (спинакерами, в шутку называют «пивные» животы, которые имеются у многих мужчин).
Основные правила
На Олимпийских играх разыгрывают 10 комплектов наград среди парусников — 5 комплектов среди мужских экипажей (мужской зачет), 4 комплекта среди женских экипажей (женский зачет) и один среди экипажей, состоящих из мужчины и женщины (смешанный зачет).
Гонки проходят в два этапа, сначала проводят, так сказать, квалификационные гонки, обычно их 10. По результатам квалификации формируется “медальный” состав, то есть 10 лучших экипажей, которые сойдутся в финальной гонке, а на ее финише будут присуждены медали.
У гонок нет фиксированной длины. Олимпийская трасса имеет форму треугольника, а ее продолжительность зависит от нескольких факторов: направления ветра, течения, числа соревнующихся судов и погодных условий. В среднем продолжительность квалификационных гонок составляет 30-75 минут, а медальные гонки проходят за 20-30 минут. Разумеется трассу стараются планировать так, чтобы финиш располагался как можно ближе к зрительским трибунам.
Подходящие для кайтсерфинга места на территории Латвии
Разнообразная береговая линия Латвии позволяет заниматься кайтингом при любом направлении ветра, потому что всегда можно найти пляж, где ветер дует на берег.
При слабом и умеренном ветре очень популярен кайтинг в Рижском заливе на следующих пляжах:
- Берзциемс;
- пляж Пумпури в Юрмале;
- пляж в Вакарбулли;
- Вецаки;
- Лиласте;
- Саулкрасты;
- Кишэзерс.
Во время сильного ветра опытные кайтбордисты отправляются за волнами на западный берег, где их излюбленными местами стали Лиепайский военный порт и Павилоста.
Даже самые опытные спортсмены должны быть осторожны на мысе Колка, простирающемся далее всего на север в Латвии, около которого встречаются течения Балтийского моря и Рижского залива.
Очень интересный способ насладиться латвийской природой и морем – спуск на кайтах вниз по ветру (down-wind), что позволяет осмотреть дикие пляжи, куда люди редко когда добираются пешком.
Парусно-моторные яхты
Парусно-моторная яхта
Они сочетают в себе преимущества парусных яхт, но при этом могут ходить вне зависимости от того, есть ветер или нет. Также на швартовках, которые всегда происходят под двигателем, ими легче управлять.
Но при этом сохраняют относительно небольшие хода, требуется экипаж и нужно уметь управлять такой яхтой. В отличие от управления автомобилем, здесь нужно учитывать множество факторов и разбираться в аэродинамике, прогнозировать изменение погоды, владеть искусством навигации. Но при всем этом, путешествие на парусно-моторных яхтах приближено к морской романтике давних времен. И почувствовать себя морским человеком может каждый.
А чтобы сложность в управлении судном не пугала, скажу, что основам легко можно научиться под руководством опытного шкипера. Мастер-капитан может выйти на прогулку в море при условии хорошей погоды даже с командой новичков, которые в процессе научатся необходимым и элементарным вещам. Так что, стоит попробовать открыть для себя мир паруса.
История
В 1972 году была проведена стомильная гонка восьми крейсерских яхт.
В 1976 году регата получила статус всесоюзных соревнований и наименование «Кубок Онежского озера».
В 1980-е годы получила статус всесоюзных соревнований на призы газеты «Советская Россия».
С 1994 года регата имеет статус открытого чемпионата России по парусному спорту в классе крейсерских яхт. Общая протяжённость составляла около 500 миль.
В 2000 году регата проходила с 23 июля по 4 августа и состояла из пяти гонок суммарной длиной около 500 зачётных миль. Места промежуточных стоянок: пос. Пиндуши, Петрозаводск, о. Суйсари.
В 2011 году регата проходила с 23 по 31 июля. Яхтенные соревнования «Онего-2011» были включены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Также она впервые прошла совместно с «Банковским кубком».
Интересные факты и личности
Яхтинг ежегодно набирает популярность и в странах СНГ. За последние годы стали появляться новые знаменитости в кругах яхтсменов. Все чаще на просторах интернета появляются новые личности, совершившие кругосветные путешествия. И эти туристы самые обычные люди, они далеки от профессионалов, участников экспедиций. Теперь «кругосветки» совершают семейные пары с детьми, и даже пенсионеры. В интернете можно найти много блогов о жизни на яхте. Такую морскую жизнь выбирают многие жители США. По их мнению, жить на яхте выходит дешевле, чем на суше. Особенно, если судно стоит на мертвом якоре, ведь за такую стоянку не нужно платить. Вдобавок, каждая круизная яхта представляет собой автономный дом на плаву.
Вот еще некоторые важные термины
Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.
Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.
Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.
Камбуз — просто кухня
Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.