Велосипед Артамонова: история и современность

Виды спорта

Доброго времени суток. В предыдущих публикациях в рубрике «Интересные факты» я рассказывал об истории развития авиации и про изобретение самолета. На этот раз, давайте поговорим о том, кто изобрел вертолет.

Педальный самокат

В 2005 году в Великобритании в ходе опроса общественного мнения выяснилось, что, по мнению англичан, велосипед является величайшим изобретением человечества с 1800 года! Официально считается, что велосипед изобрел в 1817 году Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий. Этот человек действительно придумал, спроектировал и создал поворотное колесо прикрепив его к изобретению француза графа Де Сиврака, который за четверть века до этого соорудил двух колесную машину из дерева. Передвигаться на ней можно было верхом, но отталкиваться от земли ногами нужно было самостоятельно. Впоследствии фон Драйс, стал первым, кто первым запатентовал новое транспортное средство, назвав его, почему то «Дрезиной». Однако на самом деле велосипед не только изобрел, но и совершил на нем длительное путешествие крепостной кузнец Ефим Артамонов! Произошло это знаменательное событие в 1801 году, на шестнадцать лет раньше, изобретения австрийского лесничего. Мало того настоящий первый велосипед созданный Артамоновым на Нижнетагильском заводе был цельнометаллическим и имел не только руль, но и педали, о чем европейские конкуренты спустя почти два десятилетия могли только мечтать. Что бы опробовать свое изобретение в деле Артамонов приехал на нем с Урала в Москву, где был восторженно встречен на Ходынском поле. Но, к сожалению развития эта история не получила, а педальный самокат, как сам называл свое детище изобретатель был передан в царскую коллекцию редкостных вещей.

Кто изобрел первый вертолет. Начало.

Гелиокоптер Леонардо да Винчи

Итак, в глубине веков, в эпоху возрождения в Италии, жил великий мыслитель, художник, естествоиспытатель Леонардо да Винчи (1452 – 1519гг). Фантазии неутомимого Леонардо заводили его так далеко, что многие его изобретения на века опередили время. Только представьте, в IV веке придумать велосипед, танк, махолет, подводную лодку, самоходную тележку, шарикоподшипник и многое другое. Среди рисунков да Винчи есть и диковинная конструкция с большим винтом на крыше – гелиокоптер. Справедливости ради стоит сказать, что это прародитель современного вертолета. Но к великому сожалению, большинство чертежей мыслителя так и остались на бумаге.

Кто изобрел первый велосипед?

Есть еще одна версия, что якобы русский изобретатель Ефим Михеевич Артамонов в 1800 году, изобрел велосипед и опередил немецкого барона на 14 лет. История гласит, что патент Ефим Михеевич не взял на изобретение, но велосипед его работал исправно и проехал около 5000 километров.

В 1840 году некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед и добавил ему педали. Его работа не была оценена широкой публикой по достоинству.

В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом.

В 1868 году в парижском пригороде Сен-Клу была проведена первая двухкилометровая гонка на велосипедах.

В 1867 году изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами. Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов цепным приводом на заднее колесо.

Что дальше?

Я слышал такое мнение, что следующее концептуальное изменение будет лежать в области электробайков. Дескать, моторы и батареи потеряют в весе и цене, велосипеды будут комплектоваться ими в базе, и это станет совершенно привычным для ездоков следующего поколения.

Не могу полностью разделить это убеждение. То, что электромоторы будут всё сильнее проникать в велосипеды, я даже не спорю — это факт. Поэтому, скорее всего, начнется еще более жесткое разделение на вело транспортников и пуристов-физкультурников.

Первые не откажутся от дополнительной помощи электромотора, чтобы приехать в точку назначения, затратив меньше своих сил, а вторые никогда не согласятся с этой идеей, потому что иначе смысл их катания на велосипеде будет просто утрачен.

Посему, не считаю электровспоможение революционным изменением, даже если моторы будут установлены на каждом ситибайке. В плане концепции тоже не вижу особых изменений — как и сейчас, дальше останется два мало связанных между собой веломира: транспорт и хобби.

Я погуглил немного на предмет future bike, и как видно, мысль людей, задумывающихся над вопросом велосипеда будущего, лежит в области формы. По сути, разницы между тем, катать на раме «бриллиантовой» схемы, как сейчас или вот на такой — нет и не может быть.

Скажу честно, я тоже не вижу, как еще можно доизобрести велосипед, ну, может, лигерад станет более массовым. Скорее всего, если таковые изменения и случатся, то они станут внезапными, мы сейчас просто их не можем увидеть, в силу косности мышления.

Было бы интересно послушать точку зрения читателей — может быть, у вас есть мысли по поводу новой велосипедной революции, прошу в комментарии!

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Путь к настоящему велосипеду

В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан прикрепил первые педали и седло к «машине для бега». Трансмиссия данной конструкции представляла собой систему шатунов, которые передавали усилие от человека, к переднему колесу. Как в классической швейной машинке.

В 1863 году молодой инженер Пьер Лалман, который разрабатывал детские коляски, прикрепил педали к давно забытой дрезине. Вся конструкция крепилась на передней оси. Лилман продемонстрировал свое изобретение в Париже и привлек внимание очень многих. В том числе и трех богатых братьев Оливье. Они высоко оценили новый велосипед, и предложили Лалману сотрудничество.

Пьер Мишо, известный французский инженер, также работающий с братьями Оливье, усовершенствовал модель Лалмана: заменил деревянную раму на железную. Однако колеса все еще оставались деревянными, с металлическими шинами. Мишо также предложил назвать новое транспортное средство «vélocipède» (велосипед). 

Развитие велосипеда

Официально педальный привод был запатентован в 1853 году. Это сделал француз Пьер Мишо, который приделал двигательный механизм к переднему колесу, добавил тормоз и сиденье на амортизаторах. Такая модель по понятным причинам получила название «костотряс». В это время велосипед становится все более популярным.

Езда на таком виде транспорта оказывается увлечением многих. Но далеко не всех – нужно было иметь сноровку и ловкость, чтобы справляться с управлением.

Всего десять лет спустя были придуманы колеса со спицами и цепным приводом на заднее колесо. Во Франции даже начали их массовое производство. Появились и велосипеды с огромным передним колесом, которые так любят ценители викторианской эпохи.

Такое средство передвижения должно было обеспечить преодоление большого расстояния. Но конструкция была крайне неустойчивой и служила причиной аварий. Для устранения этой проблемы начались эксперименты по усовершенствованию, и к концу века уже существовало больше шести тысяч зарегистрированных видов моделей.

Рекомендуем еще почитать по теме статьи:

  • Пять лучших в мире отелей для велосипедистовОстановка в этих гостиницах, ориентированных на велосипедистов, принесет Ва…
  • Cмазка WD-40 за и против для велосипедаЯ расскажу о том, что WD40 является смазкой, а также о своем опыте смазки в…
  • 10 советов по восстановлению велосипедистаМногие велосипедисты следуют собственным практикам восстановления, которые …
  • Допінг в сучасному велоспортіВелоспорт — корисний і захоплюючий вид спорту, яким займаються активні люди…

Где можно дешево купить новый автомобиль?

Спустя лет после создания первого аналога велосипеда

Более современная модель велосипеда, или как тогда было принято его называть «костетряса», появляется в 1863 году. Он был изготовлен из стали, и вся конструкция была хоть и более устойчивой, чем ее предшественники, но все же тяжелой. Еще одна сложность в эксплуатации такого вида транспорта, заключалась в дорожном покрытии – старушка Европа была устелена брусчаткой. Только представьте себе, как сильно тряс наездника такой велосипед, если и на ровной дороге его представить сложно. Впрочем, для загородных дорог, где брусчатки не было, изделие пришлось по вкусу любителям ускользнуть от суеты городских улиц. Приводился в движение этот велосипед благодаря прямому приводу – педалям на переднем колесе.

С развитием металлургической отрасли, появилась возможность изготавливать цельнометаллические конструкции, меньшие по весу и более прочные, чем их предшественники. Такие велосипеды появляются в 1870 году и сразу же получают свое название – «Большеколес». Все упиралось в диаметр колес изделия, так как производителям был известен принцип – чем больше размер, тем дольше проедет устройство с одного вращения педалей.

Несмотря на значительные изменения в плавности передвижения, обеспечиваемые наличием резиновой шины, «Большеколесы» все еще были не столь удобны в эксплуатации. Так, из-за размеров колес, конструкция была не устойчива и слишком восприимчива к преодолению даже незначительных препятствий. Участились случаи падения велосипедистов, причем не вбок, а именно вперед. Но устройство выпускалось в разных ростовых вариантах: можно было подобрать модель, подходящую под длину ноги велосипедиста. Вот только стоимость диковинки была по карману не каждому и составляла полугодовую зарплату обычного рабочего.

Модель 1870 года стала своего рода прорывом, круто повлиявшим на последующее развитие велосипедов. Тому сопутствовали еще и некоторые события, сыгравшие немаловажную роль для совершенствования и массового выпуска велосипедов. Вот некоторые из них, пришедшиеся на 19 век:

  1. Жюль Сюрирей в 1869 году изобретает и патентует стальные шарикоподшипники. Они же попали в массовое производство благодаря Фридриху Фишеру, наладившему изготовление этих изделий в 1972 году.
  2. Суппортные тормоза были запатентованы английскими изобретателями Броуветом и Харрисом в 1876 году. Это был первый аналог в мире.
  3. 1878 год, англичане Скотт и Филлот патентуют особый механизм переключения скоростей – планетарного типа. Изначально изобретение разрабатывалось для установки в ступицу ведущего колеса (на тот момент, это было переднее).
  4. В том же году, развернул свою деятельность первый американский производитель велосипедов – Columbia Bicycle. Свои мощности, производитель развернул в штате Коннектикут, на заводе швейных машин. На рынок Коламбия Байцикл вышли с двадцатью страницами наименований предлагаемой продукции. От европейских, американские модели отличались большим задним колесом, диаметром порядка 60 дюймов.

Цена таких велосипедов была на тот момент заоблачной. В качестве сравнения: швейная машинка стоила порядка 13 долларов, а ценена велосипедов превышала ее в 10 раз! Потому, ориентир производителя был нацелен на аудиторию предпринимателей, с высокими доходами и состоянием. Еще несколько событий этой эпохи не следует оставлять без внимания:

  1. 1879 год ознаменовался появлением цепного привода к заднему колесу. Автором изобретения стал англичанин Генри Джон Лоусон.
  2. 1880-е годы: выпускались модели женских велосипедов. Они были трехколесными, а их скорость езды была не высока. Параллельно продолжалась эксплуатация «Большеколесов» мужской половиной населения. Вот только риск свернуть себе шею никто не уменьшил. Правда, несправедливо называть трехколесные модели того времени сугубо женскими. Ведь их предпочитала элита общества: врачи, ученые и даже священнослужители.
  3. Еще одно удивительное изобретение появилось в 1888 году. Его автором стал, как ни странно, ветеринар, который в попытках облегчить передвижение на трехколесном велосипеде для своего сына, изобрел пневматическую шину. С того самого момента, безопасность и комфорт предлагались в одном флаконе, и стали неразлучны.
  4. 1890 год – изготовление приближенного к нашей эпохе варианту велосипеда. Здесь оба колеса уже были одинакового размера. Транспорт оснащался цепным приводом, звездочками. Все это стало возможным лишь благодаря развитию металлургии, что позволило создавать качественные комплектующие. Естественно, таких аксессуаров как крылья или защита цепи, ручные тормоза – не было. Но зато, ножной тормоз на таких моделях уже присутствовал, а это сыграло не малую роль в увеличении безопасности для велосипедиста.

Изобретение 1890 года (безопасный велосипед), дало серьезный толчок последующему развитию и популяризации такого рода изделий. Огромные колеса перестали быть актуальными, благодаря изменению передаточного числа, ставшему возможным из-за развития привода. Но все же на первые модели «безопасных велосипедов», все еще были не столь комфортными из-за использования цельно-литых резиновых шин, что усложняло передвижение. Конец эпохи «большеколесов» был положен изобретением пневматической шины. Именно этот переломный момент сделал большие колеса не актуальными на 100%. 19 век ознаменовался началом общей доступности нового вида транспорта. Велосипеды ставали все более дешевыми, хотя по прежнему позволить себе новинку мог далеко не каждый. Именно в эту эпоху велосипеды наращивали актуальность и стали востребованными.

Тенденции развития шинной индустрии

На данный момент можно выделить несколько тенденций в производстве автошин. В первую очередь производители стремятся сделать шины экологически чистыми. Для этого применяются различные технологии, но пока «зеленые» покрышки из-за цены не нашли большого применения.

Можно отметить стремление к снижению высоты профиля. Одновременно увеличивается посадочный диаметр. Впервые такое движение проявилось в начале девяностых. Причиной стали увеличившиеся скорости и большие тормозные суппорта. Низкий профиль делает автомобиль устойчивее, хоть и менее комфортным.

Активно развиваются технологии, позволяющие ехать на шине после ее повреждения. Способов решения задачи несколько, и они постоянно совершенствуются. Это позволяет увеличить безопасность движения.

Еще одним направлением в развитии, можно считать уменьшение сопротивления качению. Так снижают расход топлива, делая автомобиль экономичнее. Достигают подобного эффекта, путем использования современных резиновых смесей, точно рассчитанного рисунка протектора и других ухищрений.

Легенда или быль?

Не все исследователи считают предание об Артамонове и его изобретении достоверным и доказанным. Многие из них указывают, что до нас не дошли документы, позволяющие надежно связать Артамонова и якобы изобретенный им велосипед.

Из этих сомнений произрастает гипотеза, что подлинным изобретателем велосипеда был некий Артамон Кузнецов, имя которого со временем ошибочно трансформировалось в фамилию. Сторонниками такого подхода являются, в частности, А. Г. Козлов и В. А. Блинов.

Существование Артамона Кузнецова надежно устанавливается по документам. Из письма министра юстиции П. В. Лопухина министру финансов графу А. И. Васильеву, датируемого 1804 годом, следует, что государь повелел выкупить из крепостной зависимости у Н. Н. Демидова крестьянина Егора Кузнецова с семьей и его племянника Артамона Кузнецова также с семьей. Там же сообщается, что означенный Егор Кузнецов представил Его величеству изобретенные им дрожки, но о заслугах Артамона Кузнецова не сообщается ничего. В заключении письма П. В. Лопухин сообщает министру финансов, что на его запрос Н. Н. Демидов сообщил, что готов безвозмездно освободить указанных крестьян, поскольку они «делами угодны Государю».

Историчность дяди и племянника Кузнецовых подтверждает и Ревизионная сказка 1795 года, согласно которой Е. Г. Кузнецов был приписан к Нижнетагильскому заводу Демидова, а А. Е. Кузнецов — к Выйскому заводу Демидова.

Легенда или быль?

Таким образом, историчность Артамона Кузнецова не вызывает ни малейших сомнений, как и участие в его освобождении из крепостной зависимости Государя. Однако нет никаких свидетельств, что Артамон Кузнецов изобрел велосипед или иной механизм. Мы вообще ничего не знаем о его изобретательской деятельности.

Другие исследователи идут еще дальше в своем скепсисе относительно историчности Артамонова и его велосипеда. Так, Г. Н. Лист разработал развернутую программу проверки достоверности сообщений о велосипеде Артамонова.

Главным направлением проверки стал поиск сообщений об этом событии в различных исторических источниках — архивных документах, частной переписке и публикациях XIX века. Исследование не дало никаких результатов — никаких свидетельств найдено не было.

Следовательно, вопрос об источниках информации, на которые опирался В. Д. Белов, приводя рассказ об Артамонове, остается открытым. Другое направление исследования — атрибуция экспоната, демонстрируемого в Нижнетагильском музее в качестве «велосипеда Артамонова». Известно, что указанное изделие поступило в Нижнетагильский музей в 1923 г. при расформировании Верхотурского музея без сопроводительных документов.

Велосипед Артамонова в Нижнетагильском музее

Анализ химического состава изделия показал, что металл, из которого сделано колесо велосипеда, выплавлен в мартеновской печи. Отсюда, исследователи сделали вывод, что велосипед изготовлен не ранее 70-х гг. XIX века и не является оригинальным образцом начала XIX столетия. Является ли он копией с оригинального велосипеда Артамонова или имеет иное происхождение также остается неизвестным.

Обращает на себя внимание и другое: конструктивно экспонат музея напоминает английский велосипед «паук». Здесь возможно два варианта. Либо аутентичный «велосипед Артамонова» предвосхитил английскую модель, либо экспонат музея копирует не велосипед русского умельца, а современный времени изготовления зарубежный образец.

Легенда или быль?

Велосипед-паук. Великобритания, 1880 год

Таким образом, мы можем констатировать, что вопрос о достоверности сообщений об изобретении первого в мире велосипеда в России начала XIX века остается открытым. Вместе с тем, как гласит известный логический принцип, не доказано, не значит, опровергнуто. Это лишь означает, что указанная проблема нуждается в дальнейших исследованиях и еще ждет своего разрешения.

Средство эмансипации

В конце XIX в. велосипед перестает быть лишь предметом развлечения. Государственные организации снабжали велосипедами полицейских, почтальонов и курьеров, а вскоре начали быстро создаваться велосипедные, или как их еще называли «самокатные», войска.

Кстати, считается, что именно велосипеды сыграли большую роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря именно им в моду вошли женские шаровары. Как заявляла лидер движения женщин Америки Сюзан Энтони (1826—1906): «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем все остальное вместе взятое. Он дает женщинам ощущение свободы и независимости». И, несмотря на то, что один английский критик с возмущением писал в 1900 г.: «Езда на велосипеде — признак потери человечеством эстетического чувства», лишило велосипед его привлекательности лишь активное развитие автомобильного и мотоциклетного транспорта.

Когда изобрели велик в его современном виде?

Окончательную форму это устройство получило в 1884 году, когда фронтальное и заднее колесо стали 1-го размера. Это было инициировано тем фактом, что фронтальное колесо, которое было намного большего заднего, вызывало огромное количество травмоопасных ситуаций.

Новейшей модификации было дано заглавие «бицикл». Он очень стремительно захватил популярность в мире и к концу XIX века уже был одним из самых фаворитных средств передвижения.

Итак, подводя результат, нужно отметить, что трудно именовать точную дату того, когда изобрели велик, ведь он перетерпел огромное количество конфигураций со времени собственного возникновения. Бесспорным остается только тот факт, что к его созданию приложили руку очень многие люди. Наверняка, можно считать велик коллективным изобретением. Все же, это ни на йоту не преуменьшает того, как широкую популярность удалось захватить этому средству передвижения за настолько маленький срок.

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique