Наивысшая скорость я Самую высокую скорость—230,26 км/ч — развил Кристофер Майкл Масси (Австралия) на реке Хоксбери Виндзор, штат Новый Южный Уэльс, Австралия, 6 марта 1983 г. Буксирующим катером управлял Стенли Чарлз Сейнти. Рекорд среди женщин—178,81 км/ч—был установлен 21 августа 1977 г. в Лонг-Бич, штат Калифорния, США. Донной Паттерсон Брайс.
Длинный заезд
- Виды водного туризма
- Рафтинг
- Сплав на каяках, байдарках и каноэ
- Сплав на катамаранах
- Яхтинг и парусный туризм
- Разновидности техник и необходимое снаряжение
- Как выбрать водные лыжи
- Выбор по росту и весу спортсмена
- Выбор по материалам
- Что выбрать новичкам
- На что обратить внимание
- Катание по морским волнам
- Водные лыжи — переплет
Виды водного туризма
Огромное количество разного экстрима на воде усложняет четкую классификацию. В специализированной литературе к этой отрасли относят все: от дайвинга до спортивной рыбалки. Я остановлюсь на классификации по средствам сплава.
Рафтинг
Походы на надувных плотах набрали феноменальную популярность за последние пятьдесят лет. Впервые советские водники увидели рафт в 1989 году на советско-американских соревнованиях «Project Raft», и победу, ко всеобщему удивлению, одержала наша команда. Ей же удалось победить и в следующем году в Штатах. С 1997 года рафтинг имеет свою международную федерацию IRF.
6-8-местные надувные плоты рафты в корне отличаются от других гребных судов для сплава, поэтому имеют свои методы и техники маневрирования: панчинг, хай-сайдинг, лоу-сайдинг, даунстрим флип, дарксайдинг и другие.
Если есть возможность заброски и выброски, а также необходимость брать с собой много вещей, надувной плот — идеальное решение. Этим он и полюбился организаторам коммерческих туров.
Рафтинг в Новой Зеландии. Можно только позавидовать этим ребятам
Многоместные модели плотов неповоротливы в мелководных реках, на них сложнее проходить повороты и узкие пороги. Альтернативой в определенных условиях может стать катамаран.
Сплав на каяках, байдарках и каноэ
Узкие маломестные плавсредства уступают по популярности рафтингу, так как для управления ими необходима сноровка.
Одноместные закрытые каяки идеальны для спокойной воды, а для опытного гребца и белая вода не проблема. Особенность каяка в малой грузоподъемности и больших габаритах, что затрудняет его транспортировку и использование в походах. Подробно о путешествиях на байдарке читайте в статье Спуск на байдарках для новичка.
Узкие и легкие туристические лодки имеют десятки разновидностей: разборные и неразборные, надувные, деревянные, складные, суперлегкие и тяжелые, с установкой паруса и др. Разборное судно удобно в транспортировке, в остальном же ничем не уступает монолитной конструкции. Чем длиннее и уже судно, тем выше его скорость, но для прохождения бурного потока используют максимально маневренные и короткие лодки.
Открытые каноэ более функциональны и грузоподъемны, чем байдарки и каяки, хотя и уступают им в скорости и маневренности. Встречаются даже надувные модели, легко проходящие заросшие заводи тихих рек. В каноэ несколько сложнее поддерживать стабильность, так как центр веса гребца располагается над водой. Но в походах по спокойным маршрутам оно имеет свои плюсы: возможность хорошо загрузиться и посадить 2-4 человек, постоянный доступ к вещам. Начать с каноэ первые пробы водных походов — хороший выбор.
Сплав на катамаранах
На страницах этого веб-журнала вышла серия материалов о катамаранинге. В это емкое понятие вложена история водного туризма целой эпохи, данная тема обсуждалась в статье История появления катамаранов.
Туристические катамараны чаще всего состоят из двух надувных гондол на легком каркасе и имеют 2-4 посадочных места (редко до 8-ми). К плюсам этого судна относится компактность в разобранном виде, небольшая осадка и быстроходность, огромное разнообразие моделей и возможность взять с собой увесистое снаряжение. Он подходит как для спокойных, так бурных рек, устойчив, безопасен, приспособлен к транспортировке. Между гондол можно сделать палубу, поставить парус, закрепить транец для мотора. Современные катамараны — лучшая альтернатива рафтам.
Яхтинг и парусный туризм
Один из самых захватывающих и техничных видов — хождение под парусом в прибрежных водах морей и по внутренним водным путям. Чтобы получить удовольствие от похода под парусами, необходимо знать физику течения и ветра, всегда держать судно под контролем.
Морской яхтинг подчиняется Международным правилам предотвращения столкновений на море (COLREG). На внутренних водах могут действовать аналогичные правила, например европейские ПСВВП.
Под парус можно поставить даже каноэ, полинезийцы тысячу лет назад успешно путешествовали на таких, но нельзя сказать, что яхтинг и парус доступен каждому. Самостоятельное управление лодкой, на которую влияют три стихии — не для новичков. Даже катание в хорошую погоду в спокойных защищенных водах могут быть небезопасными — погода быстро меняется, а небольшое судно не так-то просто контролировать.
Вывод: суда для туристических сплавов могут быть любыми. Главное, чтобы они соответствовали сложности маршрута, а у участников похода не возникало трудностей с их управлением.
Для водного туризма важна простота транспортировки и грузоподъемность судна. Например, перевозить 80-килограммовую упаковку с рафтом не удобно, однако он может переправлять снаряжение всех пассажиров. Иногда к месту старта приходится добираться на поездах, а потом дополнительно забрасываться на автомобиле (в лучшем случае), поэтому хорошо, если суда разборные и легко распределяются по рюкзакам участников экипажа. В этом отношении хороши катамараны, байдарки и надувные каяки.
Разновидности техник и необходимое снаряжение
Выделяют три разновидности ватер ски:
- прыжковые;
- парные;
- слаломные (одна доска, на которой выполняются различные трюки).
Прыжковые модели изготавливаются чаще всего из легких, но прочных материалов. Они отличаются наименьшим весом среди всех вариантов лыж и выполняются в форме широких прямоугольников.
Парные модели пользуются наибольшей популярностью у новичков, за счет чего получили второе наименование «прогулочные». Такие ватер ски являются самыми устойчивыми, а также отличаются простотой использования. Некоторые учебные модели производятся со специальной соединяющей планкой, которая обеспечивает дополнительную страховку и позволяет удерживать равновесие.
Слаломные модели изготавливаются в виде отдельной доски и имеют изогнутую форму. Они отличаются более надежным креплением для ног и позволяют выполнять крутые развороты на огромной скорости.
Для проведения соревнований и чемпионатов по водным лыжам у каждого спортсмена должно быть следующее снаряжение:
- Трос. Необходимо помнить, что для различных моделей ватер ски используются разные виды тросов.
- Гидрокостюм. Именно он позволяет избежать переохлаждения при длительном катании по воде в осенний, зимний или весенний период.
- Перчатки. Служат для защиты рук от натирания тросом.
- Спасательный жилет. Представляет собой наиболее значимую часть экипировки и обеспечивает безопасность спортсмена на воде.
Как выбрать водные лыжи
Рассмотрим основные критерии выбора.
Выбор по росту и весу спортсмена
Подростку или взрослому, который не отличается богатырскими пропорциями, сложно будет подчинить себе длинные и тяжелые изделия. Так же неуютно будет чувствовать себя здоровяк на коротких и легких лыжах. Однако разные производители по-разному рекомендуют подбор длины и ширины снаряжения в зависимости от физических данных. И рекомендации эти можно уточнить на сайте производителя. В нашем обзоре приводятся обобщенные данные:
Масса спортсмена кг. | Длина изделия мм | Ширина мм |
---|---|---|
≤ 36 | 1000 — 1320 | 130-150 |
от 36 до 54 | 1500 — 1520 | 165 |
от 54 до 68 | 1670 — 1690 | 165 |
от 68 до 90 | 1700 — 1720 | 165 |
> 90 | 1750 — 1820 | от 175 до 200 |
При попадании в пограничные размеры следует выбирать те, что больше.
Выбор по материалам
Материалы для подобного снаряжения используются самые различные. Прогулочные образцы, с целью снижения цены, имеют конструкцию типа «сэндвич», т.е. комбинацию из дерева и полимеров (пенопласт, полиуретан). Более дорогое, профессиональное снаряжение выполняется из стекловолокна и углепластика. Оно более износостойкое, тяжелое по сравнению с прогулочным.
Что выбрать новичкам
Для этой категории спортсменов больше подойдут парные или, как их еще называют, прогулочные лыжи. Они отличаются простотой устройства и хорошей устойчивостью. По форме напоминают обычное снаряжение для зимних видов спорта, с загнутыми кверху носами.
Есть и конструктивные отличия. Скользяк обычно оборудуется килями в задней его части.
Важно! Скользяком называют нижнюю, рабочую поверхность водных лыж или досок, непосредственно обращенную к воде.
Часто в комплекте есть соединительная планка. Она связывает в единую конструкцию обе лыжи, не давая им разбегаться в разные стороны. Это важно для новичков, чувствующих себя не совсем уверенно. С обретением начальных навыков, планка снимается.
Конструкция креплений позволяет подгонять их под определенный размер ноги. Кроме того, одна из лыж оборудуется петлей, расположенной позади крепления. Делается это для того, чтобы иметь возможность использовать ее как монолыжу, райдерам с достаточно высоким уровнем катания.
На что обратить внимание
С повышением уровня мастерства, райдеру становятся неинтересны обычные парные модели, и он начинает обращать внимание на слаломные, фигурные и прыжковые.
Фигурная разработана не для прогулок, а для более маневренного катания. Потому она гораздо короче прогулочной и, соответственно, более маневренна.
Слаломная это та же монолыжа с двумя жесткими креплениями для обеих ног. Эти особенности и позволяют выполнять на ней крутые виражи.
Комплект для прыжков имеет свои особенности. Они значительно длиннее и тяжелее обычных. Зато и «улетают» дальше 70 метров. Иногда лыжи комплектуются фалом. Такой вариант предпочтительнее обычного.
Важно! Фалом называю трос с рукояткой. Свободный его конец крепится к плавсредству (катеру). Лыжник держится за рукоять и скользит по водной глади за катером.
Обязательными элементами экипировки должны быть:
- перчатки;
- ботинки;
- гидрокостюм;
- спасательный жилет.
Гидрокостюмы могут быть полусухими и мокрыми, длинными и короткими. Ботинки поддерживают ногу при резких поворотах и прыжках, предохраняя ее от повреждений. Спасательный жилет — это ваша безопасность. На воде может случиться всякое и нужно быть готовым к неожиданностям.
Катание по морским волнам
Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.
В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).
В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».
Водные лыжи — переплет
Еще одним важным снаряжением для водных лыж является его привязка. Связывание не только обеспечивает физическую поддержку, но и делает лыжника комфортным при катании на лыжах по воде.
Материалы, используемые для создания этого типа, бесконечны, но среди всех, резиновая резина толщиной ¼ дюйма является идеальной подгонкой. Его металлические части могут ржаветь с течением времени. Поэтому убедитесь, что металлическая часть изготовлена из нержавеющего материала, такого как алюминий, и должна легко помещаться на любой ступне.