Примечание. Ниже расположены материалы непосредственно о планеризме. Учебник по административным процедурам, которые также распространяются на планеристов, находится здесь: АОН.
История возникновения и развития плавания
Повсеместные находки археологов говорят о том, что плавать люди научили очень давно. Скорее обучение плаванию было инициировано поиском пищи и военным делом.
В 1515 году в Венеции прошли первые соревнования пловцов. В 1869 в Англии была открыта первая любительская школа по плаванию («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»). Чуть позже подобные школы появились в Швеции, Германии, Венгрии, Франции, Нидерландах, США, Новой Зеландии, России, Италии и Австрии.
В конце 19 века наблюдается всплеск популярности водных видов спорта, предпосылкой для этого стало появление искусственных бассейнов.
С 1896 года и до сегодняшнего дня плавание входит в программу Олимпийских игр. В 1899 был проведен крупный чемпионат среди стран Европы, который получил название «первенство Европы».
В 1908 году Международной федерацией плавания (ФИНА) были разработаны и зафиксированы основные дистанции для проведения соревнований, а также порядок проведения заплывов.
Создание дачного поселка
Определенное оживление данного населенного пункта связано с переселения сюда из Османской империи крымских болгар в начале 19 века, когда их официальными колониями были определены Старый Крым с Кишлавом. В 1805 году численность населения составляла практически 100 человек, а к концу 80-х гг. 19 века она сократилась почти до 30-ти человек.
В превращении умирающей деревни в процветающий поселок огромную роль сыграл Это был широко известный петербургский офтальмолог, профессор медицины и действительный тайный советник. Выйдя в отставку в начале 80-х гг., он решил создать крупное поместье на черноморском побережье. Для этой цели он скупил все прибрежные земли около исчезающей болгарской деревушки.
Дом Юнге в Коктебеле
На приобретенных землях энергичный предприниматель организовал запруду на арыке, что позволило обеспечить пресной водой зарождающее хозяйство – плодовый сад и виноградники. Со временем сформировался современный хозяйственный двор, на котором были кухня и амбар, конюшня и свинарник, ток для зерновой молотьбы, винодельня, холодильная камера и т.д.
Виноградники Коктебеля
Юнге мечтал заняться орошением всей Коктебельской долины, но его средств на это не хватало, и тогда он обращается за финансовой поддержкой к местной администрации. После получения отказа, Юнге пришлось распродать часть имения под дачные участки. Так начал формироваться дачный поселок. Было это уже в начале 90-х столетия.
Просторы живописной Коктебельской долины
Впоследствии на коктебельской набережной был сооружен семейный склеп Юнге, куда был захоронен сам основатель дачного поселка и его сыновья. Однако при советском антибуржуазным строе склеп варварски уничтожили. Сегодня в месте захоронения находится памятная табличка.
Памятная табличка о существовании здесь ранее семейного склепа Юнге
Один из участков для постройки дачи приобрела , сыном которой был 16-летний будущий поэт и художник Максимилиан Волошин.
Впоследствии именно он превратит свою дачу в центр культуры Крыма и не только. К нему будут приезжать известные деятели культуры и искусств из Москвы и Петербурга, а в 1924 году его дом станет официальным Домом творчества.
Дом-Музей — духовный центр творческой интеллигенции века
По завещанию поэта его коктебельская дача перейдет после его смерти в собственность Союза писателей. А в 1984 году в нем откроется Дом-Музей , являющийся сегодня одной из духовных достопримечательностей Крыма.
Достоинства полета на планере и этапы обучения
Полеты на планере благоприятно влияют на навыки пилотирования, закладывают их прочный фундамент:
- Формируются навыки управления при отказе двигателя самолета
- Вырабатываются навыки правильно оценивать погодные условия, поскольку приходится собирать постоянно данные по состоянию атмосферы, месту возникновения восходящих и нисходящих потоков
- Происходит накопление и систематизация информации по подбору с воздуха необорудованных посадочных площадок: полей, пашен, любых других мест, пригодных для безопасной посадки
В России обучение проводится в основном в аэроклубах ДОСААФ по Курсу учебно-летной подготовки КУЛП ПАСО – 86.
В течение первого года обучения учлет (учащийся летной школы) проходит первоначальную летную подготовку. В ходе процесса обучения он осваивает навыки управления планером в различных режимах полета:
- Координированная работа узлами управления при вхождении планера в повороты с креном 30-45°
- Взлет на буксире за самолетом буксировщиком или с помощью механизированного старта (с помощью лебедки)
- Расчет захода на посадку
- Посадку при встречном и боковом ветре
- Выполнять преднамеренный ввод планера в штопор и выход из него
Кроме практических занятий в начале курса обучения идет теоретический блок по аэродинамике, метеорологии, конструкции планера, парашютной подготовки. Общая практика такая, что только после сдачи экзамена по теории, пилота допускают до практических занятий.
Второй год обучения начинается с изучения теории парящих полетов. После сдачи экзаменов учлеты проходят сокращенную программу первого года обучения, чтобы восстановить утраченные за зиму летные навыки. Далее начинается освоение парящих полетов: задача найти восходящий поток, удержаться в нем, набрать высоту. Полеты выполняются все дальше и дальше за пределы аэродрома, при этом планерист повышает свои летные навыки и навыки наблюдения за природой, погодой и окружающей средой.
По мере накопления опыта пилоты начинают совершать маршрутные полеты, осваивают другие планера с более высокими летно-техническими качествами.
Вершина процесса обучения на планере – участие в соревновательных мероприятиях, в том числе в Чемпионате России, Европы и мира.
Обучение полетам на планере в России
Кто бы что ни говорил, а летать на планере в России можно и проходить обучение тоже. Конечно, большая часть того, что осталось – это остатки системы ДОСААФ: самолетам и планерам по много лет. Но в авиации существуют нормы, правила и процедуры, которые обеспечивают высокую безопасность полетов на планерах: все планера проходят регулярный технический осмотр и обслуживание, налет на планерах фиксируется в журнале. Поэтому можно смело выбирать понравившийся аэроклуб и ехать совершать ознакомительный полет. Выучиться летать на планере можно в следующих аэроклубах:
- Центральный Планерный Аэроклуб
- 2-ой Московский Аэроклуб
- Гатчинский авиационно-спортивный клуб
- Планерный клуб Санкт-Петербурга
- Новосибирский авиационно-спортивный аэроклуб
- Центральный аэроклуб Республики Татарстан
- Владикавказский авиационно-спортивный клуб
- Таганрогский аэроклуб
- ВерхнеХавский АТСК «Сапсан»(на границе Липецкой и Воронежской области, аэродром Чистоозерское)
Большинство из этих аэроклубов принадлежит к системе ДОСААФ, кроме 2-ого Московского аэроклуба. Клубы ДОСААФ выдают своим пилотам по завершению программы обучения Свидетельство пилота-планериста ДОСААФ, а 2-ой Московский аэроклуб – лицензию пилота планера гражданской авиации.
Условия обучения в России
Большинство из учебных планеров – Бланик Л13. Конструкция планера 60-х годов 20-ого века, этакий динозавр, но при всем этом этот планер заслужил звание проверенной и надежной учебной парты, с которой делали свой первый шаг в небо тысячи будущих летчиков и пилотов СССР и России. После прохождения начальной программы обучения вы пересаживаетесь на «белую матчасть». В качестве продвинутой планерной техники выступают планера SZD-48-2 Янтарь Стандарт 2 и SZD-48-3 Янтарь Стандарт 3.
Требования к пилотам планеристам в России
Масса тела не превышает 110 кг. Условие связано с тем, что самый распространенный учебный планер в России – Бланик, а у него именно такие ограничения по весу пилота. Кроме того, нужно иметь достаточное здоровье для прохождения медицинского осмотра.
Стоимость года обучения в России от 85000 рублей: за каждый подъем для полета по кругу вы будете в среднем платить по 1000 рублей, при полете в зону 1000 рублей плюс 30-40 рублей за каждую минуту. Если же вы просто собираетесь совершить ознакомительный полет, то его стоимость в Российских аэроклубах от 3500 до 5000 рублей.
В целом для Российских аэроклубов характерно сильно затянутое время обучения, поскольку полеты проводятся часто только по выходным. Но труднодоступность планерных полетов в России не может остановить тех, кто искренне мечтает о полете. Так на профильных форумах озвучивают возможность прохождения программы первого года обучения за 8 дней. Но такая активность полетов может быть экономически оправдана, если количество учащихся не меньше 4 человек. Ведь, кроме инструктора в организации полетов принимает участие еще руководитель полетов, врач, инженер, пилот самолета-буксировщика, а в случае использования буксировочной лебедки, еще и оператор.
Как проходят соревнования
Приблизительно за 6 недель до начала соревнований, координатор по организации проверяет и согласовывает место проведения мероприятия. Заявки на участие подаются как минимум за 30 дней до начала соревнований.
Организаторы назначают от трех судей, где, как минимум, один из них присутствует на всех площадках для соревнующихся.
Каждый участник, перед допуском проходит обязательную предполетную проверку, где смотрят на исправность, надежность конструкции, отсутствие недопустимых отклонений в аппарате и соблюдение техники безопасности, критериями которого являются наличие спасательной системы (парашют, шлем) и знание правил нахождения в воздухе на дельтаплане.
Правила современного велоспорта
В велоспорте есть несколько дисциплин и разные типы гонок. Правила для каждой из них определяются отдельно, но часть нарушений недопустима на любых соревнованиях. Велосипедистам нельзя:
- Объединяться в группы на велогонке с раздельным стартом.
- «Срезать» дистанцию.
- Сталкиваться с другими участниками гонки.